spectat (spectat) wrote,
spectat
spectat

Categories:

Ворошилов и Буденный в Турции

maximus101 в посте "Сердце Турции" - советский документальный фильм 1934 года. рассказал об интересной ленте.

Первая 15-минутная часть (остальные можно посмотреть в посте френда):


... С. Юткевич вместе с Лео Арнштамом взялись за работу .над фильмом «Анкара сердце Турции» Картина повествовала о столице Турции, о пребываний на празднествах, посвященных десятилетию Турецкой Республики, первой советской правительственной делегации в составе наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета К. Е. Ворошилова, члена Реввоенсовета С. М. Буденного, наркома просвещения А. С. Бубнова, заместителя наркома по иностранным делам Л. М. Карахана и вице-президента Академии наук СССР, председателя Госэнерго Г. М. Кржижановского, о ее путешествии по стране и о дружбе советского и турецкого народов.

Несмотря на то что лента о новой Турции была прежде всего информационной, Юткевич нарушает каноны «чистого» документализма и находит драматургический стержень, на который нанизывает хроникальный материал. В результате в фильме наметились две сюжетные линии: одну из них составляет пребывание в Турции советской делегации, вторую показ новой Турции, увиденной как бы глазами самих турок. Для реализации второй линии С. Юткевич ввел в фильм двух вымышленных героев. Один из них, старик-крестьянин, участник национальноосвободительного движение турецкого народа в 1918—1923 гг. Образ старика олицетворяет старшее поколение. В фильме рассказывается о его путешествии из деревни в столицу, что позволило режиссеру показать зрителям те переменны, которые произошли в республике за десять лет. Роль старого крестьянина своеобразного обозревателя и комментатора жизни страны режиссер поручил турецкому актеру Ахмету Нури. Партнером старика в фильме была молодая турецкая девушка (по типажным признакам была выбрана дочь привратника советского посольства), и это позволило ввести в фильм добавочный обертон: взгляд молодого поколения на жизнь страны [13, с. 218].

Героев картины режиссер снимал в документальной стилистике, предоставив им возможность действовать свободно и непринужденно. Старик я девушка выглядели в фильме так же достоверно, как и события, свидетели которых они стали. По сюжету картины крестья нин и девушка совершали паломничество из анатолий ской деревни в Анкару, .встречая на своем пути как ста рую, так и меняющуюся действительность, а советская делегация направлялась в столицу через Стамбул. Так задуманные 'большим мастером документальные кадрь в процессе монтажа обрели образное и публицистиче ское звучание. Перед зрителями возникал многогранный образ страны: ее -природа; быт, в котором новое сосед ствовало с седой старимой; густая, почти черная тень каравана на раскаленном песке; узенькие ул-очки горо| дов, где вторые этажи домов нависают над первыми изрезанные морщинами лица крестьян; неподвижные похожие на монументы, фигуры солдат, стоящих в кара уле; берега Золотого Рога минареты, остатки крепостных стен, конструктивистские новостройки, следы древ них цивилизаций римские, византийские, хеттские разваяины. Обе сюжетные линии фильма, развивающие ся независимо друг от друга, сливаются воедино в куль минационном эпизоде, запечатлевшем выступление пре зидента республики Мустафы Кемаля Ататюрка [13 с. 219].

В Турции, как м в Советском Союзе, фильм «Анкара сердце Турции» был оценен очень высоко. Турецкая газета «Джумхуриет» .писала: «Такое событие, как десятилетие республики, можно заснять двумя способа ми: сфотографировать и показать события, как они происходили на самом деле, или использовать эти события как материал для изображения глубинной сути десяти летия республики. Первый путь это путь репортажа по которому идут "Фокс" и "Патэ"<4> Он является исключительно делом оператора. Что касается второго, то он требует отбора и осмысления материала, что может сделать только режиссер. Советские друзья избрали второй путь» [78, 7.V. 1934].

Синхронно записанное на пленку выступление Мустафы Кемаля в фильме «Анкара сердце Турции» является уникальным документом, который вошел в анналы истории турецкого кино. Вот что рассказал автору Сергей Юткевич о том, как советские кинемато-графисты сняли и записали выступление первого президента Турции: «Съемки этих кадров затруднялись тем, что техника звукового кино в те годы была еще далеко не совершенна. Для синхронной записи звукооператор И. Волк .приспособил -на открытом пикапе стационарный звукозаписывающий аппарат системы А. Ф. Шорина. Передвижной камеры, как у кинематографистов западных кинофирм, у нас не было. Мы за-благовременно расположились рядом с трибуной, с которой должен был выступить Ататюрк. Рядом со скромным нашим пикал ом разместились нарядные автофургончики „Фокс" и ,,Патэ". Их звуковики подво-дили резиновые шнуры от портативных камер к маленьким, изящным микрофонам, установленным на трибуне. Они не без иронии поглядывали на нас, протянувших толстый кабель и водрузивших на президентской трибуие большой, грубовато оформленный микрофон. Когда Муста фа Кемаль начал свою речь, мы приступили к съемкам. Хотя я сильно волновался, тем не менее заметил нервозность своих 'конкурентов у них явно что-то не ладилось. Удачно закончив синхронную съемку выступления президента, я и мои коллеги облегченно вздохнули. После этого мы узнали, что произошло у западных кинофирм. Оказывается, большая, тяжелая машина Ататюрка, когда подъезжала к трибуне, затормозив, перерезала своими колесами все легкие резнновые шнуры конкурентов", а наш бронированный кабель остался целым и невредимым. Так мы оказались единстевенными обладателями синхронно записанного выступления президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка».

В создании фильма «Анкара сердце Турции» кроме Фарука Кенча приняли участие и другие деятели турецкой культуры: музыку « картине написали братья Кемаль и Экрем Решит Рей, а консультантом фильма был выдающийся турецкий писатель, драматург и автор многих киносценариев Решат Нури Гюнтекин. Ходом съёмок живо интересовался и активно участвовал в их организации Мухснн Эртулрул. ...


источник

Забавно, что музыка в начале сильно напоминает The Battle Hymn
Tags: cinema, documentary, history, turkey, ussr
Subscribe

Posts from This Journal “documentary” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments