spectat (spectat) wrote,
spectat
spectat

Categories:

Закон Гудхарта и тестовая система в образовании.

Возвращаясь к Азербайджан. Реформа образования. и про тесты и прочие объективные критерии

Есть такой эмпирический закон, сформулированный человеком по имени Charles Goodhart:
When a measure becomes a target, it ceases to be a good measure.

Когда какой-то показатель становится целью, он перестает быть хорошим показателем.

Сфера применимоси этого закона очень широка. Например, если основным показателем деятельности машиностроительного предприятия считать выпуск продукции в тоннах, это приводит к искусственному "утяжелению" производимых станков, если успех транспортного предприятия измеряется в тонно-километрах, увеличивается протяженность маршрутов доставки и т.п.

Баллы, получаемые на стандартизированных тестах, являются таким же показателем. Если ориентироваться только на них, система образования деформируется и будет нацелена именно на повышение среднего балла, а не на решение реальных задач, стоящих перед ней.

Есть такая фольклерная задача о трех рыбаках:

3fisher

Три рыбака ловили рыбу. Они не заметили, что пришла ночь. Пришлось заночевать. Двое заснули, а третий решил уехать домой. Своих товарищей он не стал будить, а разделил всю рыбу на три части.Но при этом одна рыба оказалась лишней.Он швырнул ее в воду, забрал свою часть и уехал.

Потом проснулся второй рыбак. Он не знал, что первый уже уехал, и тоже поделил всю рыбу на три равные части, и, конечно, одна рыба оказалась лишней. Он бросил ее в воду и уехал со своей долей.Третий рыбак проснулся под утро. Не заметив, что его товарищей уже нет, он побежал делить рыбу. Разделил ее на три равные части, выбросил одну лишнюю рыбу, забрал свою долю и уехал.

Спрашивается, какое наименьшее количество рыб могло быть у рыбаков.


Попробуйте решить, задача не очень сложная. Для ленивых -- [стандартный ответ]N = 25.

Существует легенда о том, что Поль Дирак нашел [другое решение]N = -2, так же удовлетворяющее условиям задачи.

Если бы он сдавал тест, этот ответ, скорее всего, посчитали бы ошибочным. И не смог бы Дирак набрать 700 баллов, в отличие от старательной девочки, натренированной для сдачи тестов.

Завершу пост цитатой из интервью нашего министра образования:

... Означает ли это, что мы должны отказаться от тестов, как от стандартизированного инструмента для оценки знаний? Нет. Потому что этот инструмент дает нам возможность замерить знания в одинаковых условиях. Должен ли этот инструмент быть единственным критерием, единственным мерилом? По моему мнению, не должен. Должен быть одним из нескольких, возможно, важнейшим, с наибольшим удельным весом.

... Ни один из лучших университетов мира не примет вас в студенты только на основании GMAT, IELTS и любого другого стандартизированного экзамена, не проверив вашу способность формулировать мысли, написать эссе, пройти интервью, где вы будете должны обосновать свое желание учиться именно этой специальности. Предлагаю ли я отказаться в Азербайджане от централизованной системы приемных экзаменов? Нет, не предлагаю, потому что считаю, что в том контексте борьбы с негативными явлениями эта система сыграла большую роль. Считаю ли я, что к этим параметрам должны добавляться иные? Безусловно!
Tags: azerbaijan, education
Subscribe

Posts from This Journal “education” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments